На эстраде грядет революция – Подмосковье сегодня

Леонид Агутин: «На эстраде грядет революция»

 

Как бы критики ни ругали российскую поп-музыку, показывая пальцем на звезд-однодневок и вереницу похожих друг на друга исполнителей, есть в ней и талантливые артисты, находящие возможность и для развития, и для эксперимента. Леонид Агутин, безусловно, один из них. Наработав мощный бэкграунд по всем фронтам (это и джазовое образование, и борьба с фанерным трендом, и лауреатство на многочисленных музыкальных конкурсах), он продолжает создавать тонкие, мудрые, но при этом легкие по звучанию и восприятию композиции. В прошлом году он выпустил очередную пластинку «Просто о важном» и за одну из песен получил поэтическую премию. Впереди — большое выступление 11 марта в Crocus City Hall. Мыслями о нем, а также о шоу «Голос», независимой и эстрадной сцене певец и композитор поделился в интервью «Подмосковье неделя».

 

«Без политики и нравоучений»

Леонид, расскажите, какую программу вы покажете 11 марта в «Крокусе»? Весенние большие концерты там уже, похоже, стали традицией.

Это правда. Это место уже стало моей родной площадкой за последние несколько лет. Постепенно мы привыкли там играть, привыкли к звучанию в зале. Для меня это очень важно: живая музыка — штука ранимая (улыбается).

 

В прошлом году вы выпустили альбом «Просто о важном». В чем его главное высказывание? И вообще куда сейчас вам интересно двигаться в музыкальном, тематическом смысле: что будоражит творчески?

Я не хочу вам давать никаких нравоучений и делать выводов. Я хочу, чтобы вы получали удовольствие и вспоминали знакомые ощущения и ситуации, слушая пластинку. Это насчет «высказывания». Что касается моего музыкального и тематического движения сейчас, то, что я делаю (как и делал всегда), — это, конечно, современная, взрослая, популярная музыка в песенном жанре, но с обязательным присутствием настоящих, живых, этнических элементов и стилей. Таких, как кантри, латиноамериканская музыка, джаз, регги. Не могу без глубины живого, природного, настоящего. Ну а стихи... О политике в песнях я не упоминаю, матом не ругаюсь, а все остальные перипетии человеческой жизни и человеческих чувств вы можете у меня найти.

 

Вы продолжаете записывать полноценные, эпичные альбомы, в то время как сегодня многие музыканты ограничиваются выпуском синглов и мини-дисков. Чем вам так дорог классический формат?

Я прекрасно понимаю, что в наше время утопично делать концептуальные пластинки. Это время быстрое, цифровое, забитое информацией. Люди в основном заходят в интернет «на пару минут», скачивают по одной, по две, максимум по три песни артиста и идут дальше. Но надежда, что заинтересовать аудиторию полноценным альбомом возможно (как это было раньше), по-прежнему жива. Ну и потом, работать над каждым новым диском — интересно.

 

За песню с последнего — «Отец рядом с тобой» — вы получили на Российской национальной музыкальной премии звание «Поэт года». Это особенная композиция для вас? И насколько, на ваш взгляд, важны для артиста награды и регалии?

Ну для меня было важно, в первую очередь, внимание к песне «Отец рядом с тобой» и, конечно же, к поэзии вообще. Я много раз был удостоен наград как композитор и артист, но как поэт впервые. Хотя занимаюсь словом столько же времени. Было приятно, чего уж там (улыбается).

 

«О "Голосе" должен думать Первый канал»

В этом году вы с Анжеликой отметили 20-летие творческого союза и 19-летие совместной жизни, с чем я вас искренне поздравляю! Насколько тяжело совмещать обычную жизнь с сотворчеством, к тому же постоянно находясь под пристальным вниманием со стороны зрителей, СМИ?

Думаю, что сотворчество — одна из составляющих счастливой совместной жизни. Как минимум, в нашем случае.

 

Дарья Антонюк, участница вашей команды, победила в последнем сезоне «Голоса». В прошлый раз мы говорили с вами об этом проекте три года назад. Как он изменился за все это время? Какое будущее ждет его сейчас, как вы думаете?

По идее, любой проект может надоесть аудитории, даже самый популярный. Вот когда? Сегодня, завтра, в далеком будущем, я не знаю. Об этом пусть думает Первый канал. Я думаю о проекте «Голос», только в процессе работы в нем. Я каждый раз не знаю, пригласят ли меня на следующий сезон. Вот когда позовут, приду и сделаю лучшее, что могу.

 

От чего зависит дальнейший успех/неуспех выпускников проекта? Каково здесь соотношение удачи и трудолюбия?

Об этом я уже могу написать целый трактат, но, если отбросить вкус, ка известно, вкусы у всех разные, то главных составляющих успеха три — талант, навык, удача.

 

Я знаю, что прошлым летом вы были в жюри и выступали на «Emporio Music Fest-3». Чем было интересно это событие? И что такое, по вашему мнению, независимая мультиформатная музыка в России сегодня?

Прелюбопытнейшими бывают такие события с точки зрения понимания современных отечественных музыкальных движений, тенденций и возможностей. Был приятно удивлён уровнем инструменталистов!

 

«Главное — чтобы концерты живьём»

Какие тенденции вы наблюдаете на современной эстрадной сцене? Какими видите перспективы ее развития, или наоборот — стагнации?

Сейчас мы переживаем застой в официальной эстраде, так что скоро грядёт революция как самоцель. Приведёт ли она к качественному росту или просто уведёт в другую сторону, посмотрим.

 

Почему, на ваш взгляд, в России до сих пор не решена проблема фонограммы? Многие артисты до сих пор выступают под фонограмму, и, увы, у нас до сих пор практически не бывает живых концертов, которые потом транслируют в эфире: если мероприятие снимается для ТВ, это почти всегда фонограммная история.

Мне трудно говорить за всех. Я никогда в концертах не использовал фонограмму. Никогда вообще. С начала и до сих пор. На телевидении тоже довольно много живых программ, в которых я неоднократно принимал участие. Да и концерты, как записанных, так и в прямом эфире тоже имеются. Взять хотя бы мой юбилейный концерт на Новой Волне к сорокапятилетию. 34 популярных артиста, группа «Эсперанто», три часа живого звука в прямом эфире на Втором канале. Но есть конечно и классические наши изобретения, такие как «Песня года», «Новогодний огонек» и всякие сборные шоу по поводу. Они всегда фонограмные, ибо пока технически не возможно все это снять и показать, озвучив сто артистов хорошо и быстро. И в этом нет ничего ужасного. Порой очень важно, дать возможность зрителям послушать новую песню по телевизору, главное, чтоб на своих концертах артисты всегда работали живьём. В конце концов по-другому просто незаконно.

 

Насколько часто вы проводите время за городом? Если часто — то в чем для вас преимущества загородной жизни?

Когда мы с папой строили загородный дом, добраться за 25 километров от Москвы было чень быстро: вжик — и ты на работе. А сейчас это большая проблема. Я люблю свою «дачу» и не хочу менять, но бываю реже, чем раньше. А преимущества всем известны. Воздух! Так приедешь ночью, а утром выйдешь на террасу и надышаться счастьем не можешь.

 

 

Текст: Наталья Малахова.
Дата публикации: 4 февраля 2017 г.

Читайте также: